?

Log in

Игра в Вики-Связи - Artificial Intelligence Review [entries|archive|friends|userinfo]
vadim_kataev

[ website | Technopedia ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Игра в Вики-Связи [май. 27, 2007|06:38 pm]
vadim_kataev
[Tags|, , ]

Предлагаю всем желающим очень простую и интересную интернет-игру.

Назовём её Игра в Вики-Связи. (Wiki-Connections Game)

Правила:
1) Откройте две случайные страницы википедии (A и B).
2) С помощью переходов по гиперлинкам пройдите от страницы A до страницы B за минимальное количество переходов. Кто набирает меньшее количество переходов - тот и выиграл. (и умнее всех :) )

Пример:
Что связывает две страницы "Утюг" и "Гагарин"?
Я нашёл такую последовательность:
Утюг -> Температура -> Поверхность Солнца -> Звезда -> Межгалактическое пространство -> Космос -> Освоение космоса -> Юрий Гагарин
итого количество связей между Утюгом и Космосом составляет 6.

Почему я выбрал Температура в качестве первой связи?
Потому что я чувствую близкую ассоциацию с Гагарин, потому что в моём мозгу связь понятий Температура и Гагарин сильнее, чем скажем связь понятий Капрон (оно то же присуствует на странице Утюг) и Гагарин.
и т.д. для каждого промежуточного понятия

Предлагаю найти всем желающим кратчайшие последовательности для таких понятий:
Деньги - Короткое замыкание
Слава - Галлюцинация
Полемика - Геостационарная орбита
Кафедральный собор Кёнигсберга - Икота

Давайте сравним какие у кого цепочки получились.




Примечания:


Попробуйте анализировать то, чем вы руководствуетесь, делая тот или иной выбор гиперлинка на промежуточных страницах.

Игра в Вики-Связи показательна тем, что ассоциативные связи есть важнейшая основа любой интеллектуальной системы и оптимально выстроенная ассоциативная сеть помогает быстрее и лучше решать проблемы нахождения "смысла". Эта задача полностью решаема интеллектуальными агентами за полиномиальное время.

На практике, например, вы можете попросить интеллектуального агента решить такие задачи:
"Как попасть из Нью-Йорка в Бостон?"
"Какие общие сетевые магазины связывают Москву и Копенгаген?"
Соотвественно агенту необходимо найти множество кратчайших ассоциативных путей и произвести простой анализ (который в свою очередь так же является поиском).

Агент может решать и такие сложные задачи:
"Почему у человека две руки?"
"Почему река течёт в сторону моря?"
"Почему ДНК есть спираль?"
"Чем отличаются то-то и то-то?"
Но это уже немножко другая история, так как требует иного семантического анализа.



Любое использование игры в коммерческих целях возможно только с согласия автора. :)
СсылкаОтветить

Comments:
From: exanode
2007-05-27 05:54 pm
>> Я, Вадим Катаев, являюсь автором игры Вики-Связи. Любое использование игры в коммерческих целях возможно только с согласия автора.
27.05.2007


тебе придется судится с гуглем - они уже давно в такие игры играют.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vadim_kataev
2007-05-27 08:56 pm
ссылки в студию
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: exanode
2007-05-27 09:14 pm
блог их читай. они точно играются со сменой контекста основанной на ассоциациях.

сие кстати заметно по их сервису translate (переводящему смысл в метаформу).
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vadim_kataev
2007-05-27 09:22 pm
заметить можно многое, ты мне ссылку дай
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: illyn
2007-05-27 06:05 pm
Утюг

Лавсан (научное мне показалось, как и космос)
Российская Академия Наук (точно, из материала выход на статью о имеющей отношение к Академии)
Совет по космосу (этой статьи ещё не написано но красным заявлена в предыдущей)
Космонавтика (я так думаю там будет выход на космонавтику, в "совете по космосу")

Гагарин
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vadim_kataev
2007-05-27 08:53 pm
с таким успехом можно в любую статью линков наставить :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: illyn
2007-05-27 09:01 pm
Нет. Я кстати, круче робота, потому что осознал, что будет в ненаписанной статье и связная — она. А он может так?
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: exanode
2007-05-27 11:34 pm
Если ты ее напишешь.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aivar
2007-05-27 07:02 pm
Не уверен что самый краткий путь...

пользуясь только ссылками на статьи не вышло совсем,

К сожалению многие мысли мои завели в тупик. В статье о часах ни намека о современной манере мерятся часами, в игровых автоматах - ни слова о лудомании :(

Слава - часовой завод "Слава" - кат. "марки часов" - Tissot - Часы - наручные часы - казино - азартные игры - игровой автомат - игровой автомат (азартные игры) - азарт - игра - развлечение - алкогольные напитки - абсент - алкоголизм - алкогольные психозы - галлюцинация

Между часами и казино, славой и заводом - связи случайнае, вобщем-то...

Деньги - Электронные карты - Сотовый телефон - Радио - Электромагнитное излучение - Напряженность электрического поля - Вольт - Ампер - Сила тока - Проводник - Электрическая цепь - Короткое замыкание
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vadim_kataev
2007-05-27 08:54 pm
думаю, что имеются и более короткие пути
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aivar
2007-05-27 08:56 pm
Даже не сомневаюсь.
На самом деле только попробовав - понял, как же много еще в вп можно добавить.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vadim_kataev
2007-05-27 08:55 pm
считается, что для человеческих языков характерны максимальные пути с максимумом 7 переходов, но возможно это ещё не всегда решаемо на википедии
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aivar
2007-05-27 08:57 pm
И здесь это вечное "магическое число" :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: illyn
2007-05-27 09:02 pm
Если каждое слово из статьи ссылка — одно число получится. Если некоторые — иное (большее).
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: krlz
2007-05-27 07:22 pm
А почему NP? Найти кратчайший путь в графе по моему занимает O(|E|).
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vadim_kataev
2007-05-27 09:00 pm
тогда ты заслужил нобелевскую премию :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: krlz
2007-05-27 09:03 pm
Может ты путаешь ее с задачей комивояжера? Она действительно NP полная.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vadim_kataev
2007-05-27 10:37 pm
с задачей коммивояжёра не путаю,
но ты полностью прав - задача не NP, это классический O(h)time
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: krlz
2007-05-27 07:35 pm
Деньги->Алюминий->Электрод->Проводник->Электрическая Цепь->Короткое замыкание

Ищется достаточно просто. Стараешься как можно быстрее перемистится в кластер где находится цель, при этом нужно выбирать статьи, где имеется как можно больше слов.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vadim_kataev
2007-05-27 09:04 pm
опять же, учёт статей с большим количеством гиперлинков предполагает знание о количестве гиперлинков в статьях, что в условиях задачи не присутствует

ты сделал однако правильно предположение о том, что вероятность нахождения кратчайшего пути зависит и от количества связей, с другой стороны есть такие заболевания как "шизофрения", когда количество связей межассоциативных связей превышает оптимальное :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vadim_kataev
2007-05-28 12:09 am
как показал внизу kastaneda твой путь не самый лучший
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: fycom
2007-05-27 08:58 pm
Деньги->Чубайс->Короткое замыкание
Слава->Наркотики->Галлюцинация

Шутка :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vadim_kataev
2007-05-27 09:01 pm

браво!

в каждой шутке есть ... :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kastaneda
2007-05-27 11:02 pm
Утюг - Ленинград - СССР - Юрий Гагарин
Деньги - Медь - Электротехника - Трамвай - Короткое замыкание
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vadim_kataev
2007-05-28 12:08 am
хорошее решение, первый вариант представляет вероятно минимальный возможный путь всего через 2 узла

насчёт денег-замыкания неуверен, возможно есть то же в 2 узла?
кстати, ты запомнил, по какому критерию ты выбирал Медь? в чём суть твоей эвристики? krlz пошёл через Аллюминий и у него 4 узла.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fireballdark
2007-06-02 06:56 am
Ну как же? У меди меньше удельное сопротивление! :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alogic
2007-05-28 12:15 am
Деньги - Медь - Электротехника - Категория:Электротехника - Короткое замыкание

Игра понравилась. С удивлением обнаружил, что в статье Предохранитель (электричество) ни слова о коротком замыкании.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vadim_kataev
2007-05-28 12:32 am
это ещё что, я попробовал такой путь:
деньги - сигарета - окурок и думал что хоть упоминание слова Пожар будет, но нет :)

кстати, ты нашёл за три прохода и использовал Категорию, наверху у kastaneda то же за три прохода, но изящнее что ли :)
За два прохода, наверное, нет пути :(
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alogic
2007-05-28 01:07 am
Да, через трамвай изящней и честней, обескуражил меня предохранитель. А в Электротехнику я теперь ссылку добавил:))) потому что фраза там была.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alogic
2007-05-28 01:10 am
Слава - Вячеслав - Молотов, Вячеслав Михайлович - Гитлер, Адольф - Психиатрия - Галлюцинация.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: alogic
2007-05-28 12:05 pm
Полемика - Греческий язык - Международная лексика - Космос - Искусственный спутник Земли - Геостационарная орбита.

(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: link0ff
2007-05-29 09:08 pm
Я такой игрой уже давно баловался - когда мне было лень вбивать слово в поле поиска, я добирался до статьи своим ходом через линки, по пути узнавая много нового. До сих пор мне всегда удавалось добраться до нужной статьи (вполне возможно, что в Википедии нет ни одной изолированной статии или архипелага статей, т.е. до любой можно добраться из любой другой).

Основной принцип, которой я использовал - это попробовать подняться вверх по иерархии понятий к более общим, а затем спуститься до нужной статьи.

Вот, например, мое решение для Кафедральный собор Кёнигсберга -> Икота:

Кафедральный собор Кёнигсберга -> Кёнигсберг -> Кант, Иммануил -> Философ -> Философия -> Логика -> Дыхание -> Икота

Как я действовал: самая сильная ассоциация для меня для слова Кёнигсберг - это Кант, от Канта уже легко можно подняться до самых верних уровней онтологии к философии и логике. Чтобы быстро спуститься к икоте, я воспользовался back-линком от Дыхания до Логики через "Ссылки сюда" (хотя обычно я так не делаю).
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vadim_kataev
2007-05-29 09:25 pm
спасибо за подробное описание хода мышления!
я с этой целью и затеял игру - узнать как мы думаем :)

это попробовать подняться вверх по иерархии понятий к более общим, а затем спуститься до нужной статьи
что такое иерархия понятий, верх и низ, в википедии?
возможно речь идёт об отношении статей по количеству линков?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: link0ff
2007-05-29 09:49 pm
Да, верно, узлы Википедии не связаны в явную иерахию. Но тем не менее, почти все понятия определяются через более общие, и таким образом существует неявная иереахия понятий (например, связь философия -> нaука). Проследить эти связи можно, например, в таких проектах создания онтологий, как ОpenCyc, WordNet и т.д.

Это один из способов нахождения связи между статьями, хотя возможно и не самый оптимальный. Для нахождения кратчайшего расстояния между статьями возможно нужно учитывать также количество линков в статье и т.д.

Вообще можно было бы попробовать эспортировать всю Википедию, и запустить алгоритмы нахождения кратчайшего пути на графе статей. Это дало бы точный ответ о самом кратчайшем пути.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vadim_kataev
2007-05-29 09:27 pm
для Кафедральный собор Кёнигсберга -> Икота предполагаю существование цепочки в менее чем 6 переходов
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: link0ff
2007-05-29 09:52 pm
Да, вполне возможно. Например, странно, что из Канта нет прямой ссылки на Философию, а только через Философа.

Уверен, что также существует множество других альтернативных путей.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alogic
2007-05-29 09:38 pm
С Собора есть прямой переход на Канта, так что уже получается на 1 связь меньше. Итого 5 переходов.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: link0ff
2007-05-29 09:52 pm
Да, точно!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vadim_kataev
2007-05-29 10:49 pm
вот ещё один за 5 проходов:

Кафедральный собор Кёнигсберга
Вторая мировая война
Ирак
Саддам Хусейн
Повешение
Дыхание
Икота
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: link0ff
2007-05-29 11:14 pm
Хорошая связь между повешением и икотой: повешение - лучшее средство от икоты :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alogic
2007-05-30 09:11 pm
Хм. Что во "Второй Мировой Войне" есть ссылка на Ирак я бы не догадался. Неожиданная цепочка.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: victorgr
2007-05-29 09:35 pm
Кстати,
почему Connections, а не Links?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: link0ff
2007-05-29 10:06 pm
Ну, ведь в терминологии Википедии это называется Wikilink или просто Link. Похоже, что Connections получилось в результате перевода с русского Вики-Связи, т.е. цепочка перевода была: Wiki-links -> Вики-Связи > Wiki-Connections.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: y_pat
2007-05-30 05:29 am

полезность

Подумаю как среди студентов и школьников распространить. По заходу мне очень близко - большая база как среда для исследовательской деятельности
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: green_kakadu
2008-06-15 11:03 am

игра в вики связи - wiki-linki

Использовал озвученные тут идеи - сделал поиск связей между статьями википедии http://wiki-linki.ru. Очень много связей между идет через статьи с датами - такие пути не очень интересны.
А вот некоторые результаты

Связь между "Деньги" и "Короткое замыкание":

  • Деньги
  • Алюминий
  • Электрод
  • Электрическая цепь
  • Короткое замыкание


Связь между "Слава" и "Галлюцинация":

  • Слава
  • 1980 год в кино
  • 1980 год
  • 1943 год
  • Галлюцинация



Связь между "Полемика" и "Геостационарная орбита":

  • Полемика
  • Греческий язык
  • Австралия
  • Земля
  • Орбита
  • Геостационарная орбита



Связь между "Кафедральный собор Кёнигсберга" и "Икота":

  • Кафедральный собор Кёнигсберга
  • Siemens AG
  • 1854 год
  • Нобелевская премия
  • Шнобелевская премия
  • Икота



(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vadim_kataev
2008-06-15 02:58 pm

Re: игра в вики связи - wiki-linki

Замечательный сайт, спасибо огромное!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: krimeano
2009-01-21 02:31 pm

Re: игра в вики связи - wiki-linki

блииииииииииииин. теперь неинтересно играть. благодаря Вашему проекту
(Ответить) (Parent) (Thread)